Многие считают, что в жизни в принципе нет смысла. Возможно. А что, если поставить вопрос так: природа миллионы лет трудилась над нашей планетой, упорно создавая свой шедевр, и явно нарабатывая мастерство в этом деле. Земля прошла колоссальный путь от условно марсианского ландшафта до великолепных пейзажей на всех континентах.
Значит ли это, что определенный смысл жизни у природы всё-таки имеется? Думается, что да. И вот в чем он состоит: через труд достигать мастерства и поднимать это самое мастерство до уровня искусства. Чтобы создать шедевр.
Человек как дитя природы способен на то же самое. Труд ведёт к мастерству, а мастерство в свою очередь – к искусству. Чем бы человек ни занимался. Лишь бы дело нравилось.
Такой смысл жизни выглядит весьма привлекательным. Потому что он, очевидно, делает мир лучше. Если каждый в своем деле мастер, стремящийся достичь уровня искусства, то у общества только один сценарий – преображение.
И это бесконечный процесс. Это кайдзен.
Зачем стремиться к уровню искусства и созданию шедевров в своей области? Для того, чтобы влиять. Природа создает что-то одно, и это влияет на другое. Климат влияет на ландшафт, который влияет на растительность. Та, в свою очередь, влияет на животный мир и так далее. В нынешнем виде Земля влияет на вселенную. Люди тоже влияют друг на друга, кто-то меньше, кто-то больше. Мастер влияет больше. Он своим умением вдохновляет других повторить его опыт. Недаром «сенсей» означает «тот, кто прошел путь до тебя» и за кем ты следуешь. Если бы на земле не было мастеров своего дела, то не было бы и прогресса.
Человек как дитя природы способен на то же самое. Труд ведёт к мастерству, а мастерство в свою очередь – к искусству. Чем бы человек ни занимался. Лишь бы дело нравилось.
Такой смысл жизни выглядит весьма привлекательным. Потому что он, очевидно, делает мир лучше. Если каждый в своем деле мастер, стремящийся достичь уровня искусства, то у общества только один сценарий – преображение.
И это бесконечный процесс. Это кайдзен.
Зачем стремиться к уровню искусства и созданию шедевров в своей области? Для того, чтобы влиять. Природа создает что-то одно, и это влияет на другое. Климат влияет на ландшафт, который влияет на растительность. Та, в свою очередь, влияет на животный мир и так далее. В нынешнем виде Земля влияет на вселенную. Люди тоже влияют друг на друга, кто-то меньше, кто-то больше. Мастер влияет больше. Он своим умением вдохновляет других повторить его опыт. Недаром «сенсей» означает «тот, кто прошел путь до тебя» и за кем ты следуешь. Если бы на земле не было мастеров своего дела, то не было бы и прогресса.
Вам наверняка знакомо слово «кунгфу», которое на самом деле произносится как «гунфу», т.е. «энергия-время», т.е. «мастерство через труд». Смысл гунфу в том, что ты вкладываешь усилия и время в какое-либо умение и только так обретаешь мастерство в нем. Гунфу также можно понимать как «практика». Говорят, что великий мастер ушу 19-го и первой половины 20-го века Сунь Лутан перед своей смертью по просьбе учеников поведал самый главный секрет своего искусства. Он сказал лишь одно слово: «Практика…»
Теперь рассмотрим данную концепцию на простом и удобном примере. Все знают, что в карате есть ката. По сути ката представляет собой алгоритм. Определенная последовательность технических действий против нескольких воображаемых противников. Как бой с тенью. Только тенью здесь скорее служит сам каратист, исполняющий ката. Это бой с самим собой. Со своим эго. Когда ты не довольствуешься текущим результатом, а продолжаешь шлифовать технику, ищешь внутри себя идеальное ката. Без самодовольства. С годами твой уровень только растет. В 50 лет ты делаешь круче, чем в 30. А в 70 – превосходишь себя двадцатилетней давности.
Теперь рассмотрим данную концепцию на простом и удобном примере. Все знают, что в карате есть ката. По сути ката представляет собой алгоритм. Определенная последовательность технических действий против нескольких воображаемых противников. Как бой с тенью. Только тенью здесь скорее служит сам каратист, исполняющий ката. Это бой с самим собой. Со своим эго. Когда ты не довольствуешься текущим результатом, а продолжаешь шлифовать технику, ищешь внутри себя идеальное ката. Без самодовольства. С годами твой уровень только растет. В 50 лет ты делаешь круче, чем в 30. А в 70 – превосходишь себя двадцатилетней давности.
Мастер может ударить в полсилы и отправить соперника на больничный. Потому что нет лишнего напряжения, есть только идеально синхронизированные и точные векторы приложения усилий, тонко настроенная биомеханика. Когда, как говорили китайские учителя, сила в костях, а не в мышцах. Вроде ударил несильно, а больно так, будто со всей дури влупил. Это у мастеров так.
Тысячи и тысячи раз отрабатывая одно и то же, мы меняемся и развиваемся. Опять же, если наше «блюдо» готовится по верному рецепту.
Техника – первый ключ к мастерству. Как технология, как рецепт блюда. Второй ключ – труд. Третий ключ – творчество и любовь к своему делу. Результат – искусство. А там и до шедевра можно дотянуться. Если не сворачивать с пути.
На примере ката многое можно объяснить. Ката не столько о приемах, сколько о теле и сознании человека. Внешняя форма ката – это экзотерика (внешнее знание). Внутреннее содержание уже является эзотерикой (внутреннее, глубокое знание). Одно без другого невозможно на пути мастера. Оттачивая бесчисленное количество раз форму, ты естественно приходишь ко внутренней работе. Потому что твое тело становится твоим гидом и учителем. Ты открываешь в каждом движении новые уровни, ранее для тебя неочевидные. Эта внутренняя работа, словно вода, находит выход, выливаясь в интуитивное целостное понимание того, что ты делаешь. И ты наполняешься подобно сосуду.
Тысячи и тысячи раз отрабатывая одно и то же, мы меняемся и развиваемся. Опять же, если наше «блюдо» готовится по верному рецепту.
Техника – первый ключ к мастерству. Как технология, как рецепт блюда. Второй ключ – труд. Третий ключ – творчество и любовь к своему делу. Результат – искусство. А там и до шедевра можно дотянуться. Если не сворачивать с пути.
На примере ката многое можно объяснить. Ката не столько о приемах, сколько о теле и сознании человека. Внешняя форма ката – это экзотерика (внешнее знание). Внутреннее содержание уже является эзотерикой (внутреннее, глубокое знание). Одно без другого невозможно на пути мастера. Оттачивая бесчисленное количество раз форму, ты естественно приходишь ко внутренней работе. Потому что твое тело становится твоим гидом и учителем. Ты открываешь в каждом движении новые уровни, ранее для тебя неочевидные. Эта внутренняя работа, словно вода, находит выход, выливаясь в интуитивное целостное понимание того, что ты делаешь. И ты наполняешься подобно сосуду.
Обратите внимание, какие тягучие и наполненные движения у мастеров высокого уровня. Их тела будто пожарные рукава, наполненные водой под давлением. Это карате, которое живёт внутри них, растет, взрослеет, наливается силой и даже стареет вместе с ними. Называйте это второй натурой или альтер эго, как будет угодно. Но мастерство живёт вместе с человеком и умирает вместе с ним.
Пусть и немного сумбурные, но эти мои размышления тоже искали выход наружу какое-то время. Накопительный эффект в действии, так сказать.
Теперь немного хочется сказать о ката как тренировочном методе в духе поговорки "Карате длиною в жизнь".
В кекушинкай карате, к примеру, порядка 15 ката (а в шотокане их вообще 26). В одну тренировку не уложиться. С полной концентрацией, в достаточно низких стойках, с вложением усилий... Попробуй хотя бы три ката по 20 подходов за тренировку поделать. Хотя бы. В общем, кимоно будет будто под дождем позанимался. Вот почему с возрастом каратеки-традиционщики в Японии 90 процентов времени уделяют именно ката. Простая отработка кихона (многократные повторения отдельных элементов техники) со временем не дает того эффекта. Все познается в сравнении.
Возвращаясь к экзотерике и эзотерике, немного добавлю следующее. Опытные катисты на полном автомате работают любое ката, какое ты им ни назови. На соревнованиях по ката ты можешь не знать, что именно будешь показывать уже через пять минут. Тебе объявляют, скажем, ката «Гекисай дай», ты говоришь: «Ос!» и твое тело тут же делает то, что нужно. Это тоже признак мастерства на уровне подсознания, когда ум не мешается и не путается под ногами. Не мешает проявлять твое внутреннее состояние, идеально отработанную технику и наполненность, о которой я упоминал выше. На высоком уровне мастерства ката является формой активной медитации. Тело работает по полной, а ум – на «минималках».
Что ж, это все, чем я хотел сегодня с вами поделиться. Впрочем, это всего лишь мое мнение. Каждый приходит к своим выводам на своем пути, потому что каждый опыт особенный.
Искренне ваш,
каратека-любитель
Пусть и немного сумбурные, но эти мои размышления тоже искали выход наружу какое-то время. Накопительный эффект в действии, так сказать.
Теперь немного хочется сказать о ката как тренировочном методе в духе поговорки "Карате длиною в жизнь".
В кекушинкай карате, к примеру, порядка 15 ката (а в шотокане их вообще 26). В одну тренировку не уложиться. С полной концентрацией, в достаточно низких стойках, с вложением усилий... Попробуй хотя бы три ката по 20 подходов за тренировку поделать. Хотя бы. В общем, кимоно будет будто под дождем позанимался. Вот почему с возрастом каратеки-традиционщики в Японии 90 процентов времени уделяют именно ката. Простая отработка кихона (многократные повторения отдельных элементов техники) со временем не дает того эффекта. Все познается в сравнении.
Возвращаясь к экзотерике и эзотерике, немного добавлю следующее. Опытные катисты на полном автомате работают любое ката, какое ты им ни назови. На соревнованиях по ката ты можешь не знать, что именно будешь показывать уже через пять минут. Тебе объявляют, скажем, ката «Гекисай дай», ты говоришь: «Ос!» и твое тело тут же делает то, что нужно. Это тоже признак мастерства на уровне подсознания, когда ум не мешается и не путается под ногами. Не мешает проявлять твое внутреннее состояние, идеально отработанную технику и наполненность, о которой я упоминал выше. На высоком уровне мастерства ката является формой активной медитации. Тело работает по полной, а ум – на «минималках».
Что ж, это все, чем я хотел сегодня с вами поделиться. Впрочем, это всего лишь мое мнение. Каждый приходит к своим выводам на своем пути, потому что каждый опыт особенный.
Искренне ваш,
каратека-любитель